|
Назначение
Непрерывное указание курса, определение курсовых углов на различные видимые предметы. Устанавливается на малых судах, катерах, моторных шлюпках и ялах.
Принцип действия и краткое описание
Принцип действия основан на свойстве магнитной стрелки устанавливаться в плоскости магнитного меридиана. В компасе применена система из 6 магнитных стрелок, прикрепленных снизу к поплавку со шкалой и расположенных симметрично относительно линии N — S шкалы. Поплавок специальным устройством — топкой — опирается на компасную шпильку в центре котелка, заполненного жидкостью ПМС-5, и свободно вращается вокруг вертикальной оси, устанавливаясь вдоль компасного меридиана. В состав компасов входят: · компас с котелком на кардановом подвесе, укрепленном в нактоузе (или без него); · регулировочное устройство — прибор 3; · пеленгатор визуальный; · лупа компасная. В компасе применено опорное устройство, на которое опирается картушка компаса, закрепленное постоянно. В компасе КМ-100М, в отличие от компаса КМ-100, применено сменное опорное устройство, что позволяет его заменять или ремонтировать. Компас выпускается в шести модификациях. Компас КМ100-М1 (КМ100-1) — на высоком нактоузе, предназначен для установки в качестве главного и путевого компаса на малых судах различных классов. Компас имеет компенсатор полукруговой, четвертной и креновой девиации. Компас КМ100-М2 (КМ100-2) — на низком нактоузе, предназначен для установки в качестве путевого компаса на катерах, моторных спасательных шлюпках и яхтах. Компас имеет компенсатор полукруговой, четвертной и креновой девиации. Компас КМ100-М3 (КМ100-3)— без нактоуза, предназначен для снабжения легких спасательных шлюпок и парусных яхт, имеет крепление для размещения на заспинной доске шлюпки. Освещение автономное, масляное. Компенсатора магнитной девиации не имеет. Компас КМ100-М4 по внешнему виду не отличается от КМ100-М1 (КМ100-1). Главным конструктивным отличием является наличие устройства для выдачи электрического сигнала курса (курсового преобразователя), принцип действия которого аналогичен принципу действия курсового преобразователя компаса КМ145. Компас КМ100-М5 отличается от компаса КМ100-М1 (КМ100-1) наличием компенсатора электромагнитной девиации, состоящего из компенсирующего устройства, расположенного в нактоузе (прибор 50), и регулировочного устройства, состоящего из ряда делителей напряжения (резисторов), регулирующих токи в катушках электромагнитной девиации компаса. Компас КМ100-М6 отличается от компаса КМ100-М2 (КМ100-2) наличием такого же, как в компасе КМ100-М5, компенсатора электромагнитной девиации, расположенного в нактоузе (прибор 52А). Компасы, используемые в качестве главных, комплектуются пеленгатором, предназначенным для пеленгования ориентиров и снятия курсовых углов. Путевые компасы комплектуются компасной лупой.
Технические данные
Диаметр картушки 100 мм. Цена деления картушки компаса КМ100-М3 (КМ100-3) — 2°, у остальных компасов — 1°. Угол наклона котелка, при котором картушка сохраняет горизонтальное положение, не более 10°. Максимальные погрешности компаса при горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли Н = (5±0,5) А/м и температуре (20±3) °С: · на неподвижном основании ±1°; · на прямом курсе со скоростью до 25 уз при бортовой и килевой качках до 3° — ±2°; · на прямом курсе со скоростью до 25 уз при бортовой и килевой качках до 22,5°, рыскании до 5° — ±4°; · на прямом курсе со скоростью до 25 уз при бортовой качке до 30°, килевой качке до 10°, рыскании до 5° — ±3°; · через 40 с после циркуляции на 180° со скоростью 6 °/с — ±1°. Электропитание осветительного устройства осуществляется постоянным током напряжением 27 В, потребляемая мощность 2 Вт или переменным однофазным током частотой 50 Гц, напряжением 24 В, потребляемая мощность не более 28 В•А. Электропитание компенсатора электромагнитной девиации осуществляется постоянным током напряжением 115/230 В, потребляемая мощность 70 или 140 Вт соответственно. Котелок компаса заполняется полиметилсилоксановой жидкостью ПМС-5. Точностные характеристики компаса не изменяются при следующих условиях: · температура от минус 40 до 60 °С (для прибора 3 — от минус 10 до 50 °С); · относительная влажность воздуха до 98 % при температуре до 40 °С; · бортовая качка до 45° и килевая качка до 22,5°; · циркуляция со скоростью до 20 °/с.
|